среда, 17 июля 2013 г.

РПЦ-шоу

В мире есть вещи, которым просто перестаешь удивляться, которые стают такой же обыденностью как и утренний кофе, хотя и не есть такими же приятными. Но есть и такие события, которые вызывают в душе просто ураган эмоций, вне зависимости от количества повторов. К сожалению, история которую я расскажу вызывает лишь негодование и отвращение.

Работая в детском лагере я с директором отправился маркировать маршрут для похода. Маршрут наш начался со Старого Крыма, с армянского монастыря Сарб-Хач. Очень красивое место – густой лес с небольшой залитой солнцем поляной на котором раскинулся древний монастырь, один из тех которых описывают древние легенды. Ходя по коридорам и залам и слушая армянский хорал проникаешься атмосферой сказки, некие нереальные силы пронизывают твою душу и ты, как будто снова оказываешься в детстве и с таким же детским восторгом смотришь на то, как золотой луч солнца выхватывает из темноты небольшое пятно алтаря. Магией пропитан весь воздух. Идеальное место для начала похода.
Это идеальное утро имело столь же хорошее продолжение. Дорога шла лесом, звенели цикады, шумел ветер деревьях, жуки проводили привычную инспекцию леса, было прохладно, легко дышалось свежим воздухом. Маркировка маршрута сопровождалась интересными разговорами, все было хорошо до тех пор пока мы не свернули на дорогу на Кизил-Ташский монастырь – следующая экскурсионная точка. И вот в этот самый момент, на туристической тропе, по которой инструктора вот уже семь лет водили детей в монастырь, и дальше в Краснокаменку оказался перекрыт проволокой-мотанкой. Сделано это было основательно – два ряда столбов сплошь завешены сеткой, концы которой были прибиты к земле мощными металлическими скобами, весь этот натюрморт завершали потеки солидола и машинного масла. 
Мы стояли в недоумении. Как так? Кто мог это сделать? Зачем перекрывать туристическую тропу? Кто дал на это право? Рядом бродили люди, собирали грибы. Они сказали, что дорогу перекрыли монахи из монастыря и что можно обойти эти баррикады только по руслу ручья,  и что так мы выйдем прямо в поселок.
В голове не укладывалась мысль, что все это могли сделать монахи. Ведь по логике вещей, они, как никто другие, должны свято чтить все что делал Христос, следовать заповедям и жить праведной жизнью. И как то не укладывалась в голове связка монах-баррикада. Я понимаю, что монахи хотят жить уединенно, что этимология самого слова монах обозначает «один», «уединение», но ведь для этого существуют кельи, куда никто не допускается, где можно сидеть одному и молится столько, сколько душа пожелает, и никто не будет мешать. Но зачем перекрывать дорогу к монастырю и фактически самую короткую к поселку? Все эти вопросы давали пищу для фантазии.
То место, где сегодня стоит монастырь когда то было территорией секретного объекта Феодосия-19. На его территории хранились ядерные заряды, но после подписания пакта об отказе от ядерного оружия городок рассекретили, старые материалы утилизировали, а остальные законсервировали. Все горы в округе изрыты туннелями, часть из них открыта, а к части нет доступа. В городке осталось еще много действующих военных формирований, а о секретном прошлом напоминают только ДОТы при въезде в поселок и несколько бетонных плит неизвестного предназначения на одной из вершин при подходе со стороны Старого Крыма. После снятия секретности и разоружения, на том месте, где до революции был такой же монастырь, началась реставрация и восстановление братии.
Тихо матерясь и пробираясь по руслу ручья мы уткнулись носом в колючею проволоку. Ушли налево – поляна и тупик, ушли направо – столбы и мотанка. Двинулись вперед – нашли дырку в заборе которая вела на военную часть. Так как были уставшие, и назад идти не хотелось мы решили пройти через территорию режимного объекта. Было немного не по себе, но уверенности нам добавляла протоптанная тропинка к той дыре, через которую мы лезли. На территории мы были «задержаны» двумя бравыми солдатами и доставлены на КПП, где проверили наши документы (которых у меня с собою не было) и провели обыск вещей. Приехал особист, мы ему повторили нашу историю и расспросили о перекрытой дороге.
Оказывается, что дорогу действительно перекрыл монастырь. И дорога была перекрыта с двух сторон, монахи полностью отгородились от внешнего мира в прямом смысле этого слова. Но потом эти стены вызвали возмущение у жителей поселка и одну сторону открыли. Вход стоит 35 гривен (в городе нам сказали, что 60). А дорогу, как бы, перекрыли из благих намерений, так как вид туристов (шорты и голый торс) оскверняют святыню. Все это было сказано с легкой ноткой иронии в голосе служивого, который так же понимал всю абсурдность этой ситуации. Да. Стоит отметить еще один момент, на этот раз приятный. Весь досмотр вещей и «допрос» проходил спокойно с уважением с обеих сторон. Мы не ошиблись, когда видя тропу, которая вела к дырке, предположили, что люди часто проходят через военную часть.
После того, как нас вежливо попросили больше не проникать на территорию режимного объекта мы пошли узнать что за чушь творится с дорогами. Нам очень повезло, так как настоятель как раз был на месте. Подойдя под монастырь мы увидели ту же картину – проволока, столбы, кое-где тропинки завалены ветками. Для целостности картины не хватает только ДОТов и пулеметных точек. Тропинка упиралась в хорошо выкрашенную калитку, которая была закрыта на замок. Вход был закрыт. Территория была очень чисто убрана, кустики подстрижены, всюду выложена плитка. В тени сидел Сурового вида мужчина который смотрел на наше недоумение с невозмутимым спокойствием. Через минуту раздумий он подошел к нам. По дороге он надел большие черные очки и зеленый берет с страшного вида орлом. На поясе висел армейский штык-нож и массивная резиновая дубинка. У нас состоялся следующий разговор (после каждого вопроса несколько секунд молчания)
- Здравствуйте, мы из детского лагеря, можем мы поговорить с настоятелем монастыря?
- По какому вопросу?
- Мы хотели привести детей на экскурсию в монастырь, а тропа со стороны Сурб-Хача перекрыта, что можно сделать?
- Ничего
- А почему перекрыли дорогу?
- Просто
- Есть причины?
- Без причины
- Мы можем поговорить с настоятелем?
- Он на службе
 - А когда она заканчивается?
- После семи приходите.
Мы все понял и ушли. Вслед нам по хамски прорычал  что-то вроде «Только следующий раз вместо шорт штаны оденьте!». Очень неприятные ощущения. Первое что хотелось, это использовать против него то же хамство, но с извозчиком ругаться – ему уподобляться. И мы ушли.
Идеальная ухоженность территории, охранник, рассказы потом что вход платный и что в монастыре начали продавать воду из колодца указывал на то, то кто-то просто делает бизнес, а территория монастыря – это что-то вроде резиденции. Яркий пример того, что система просто себя изжила. Люди из поселка перестали ходить к монастырю, такое положение вещей их раздражает. Почему люди должны платить деньги за то, что бы прийти в храм и помолится? Если привести туда детей, что они смогут там для себя почерпнуть? То что когда то было мерилом праведности и благочестия сегодня стало рассадником болезни.
И это уже не первый раз когда я натыкаюсь на маразматическое поведение РПЦ. Когда мы снимали фильм на территории Новгород-Северского монастыря за нами постоянно следили несколько монахов, а когда мне нужно было вернутся туда для еще одной работы, мне грубо сказали, что меня там не хотят видеть, это при том, что мы не нарушали никаких устоев того места. А когда я искал выход через Черниговскую епархию, то случайно вызвонил архиепископа УПЦ, который мне сказал примерно следующее – «Я могу дать тебе направление в монастырь от УПЦ, но это может плохо кончится. Была одна журналистка, которая так же приехала туда с направлением от нас, так ее там выгнали из монастыря и чуть ли не побили». Должен заметить, что вход на территорию открыт всем, так как это часть культурного наследия Украины. Так же, если присмотреться к остальным храмам вы увидите, что у них есть прайс-лист фактически на все услуги церкви. Просто православный супермаркет.
То что я увидел здесь в Крыму окончательно меня убедило в том, что бы перестать считать РПЦ как функционирующий и реально существующий организм. Это разлагающийся труп, а то что мы видим – запах миазмов, который скрывает в себе опасные бактерии ботулизма. Огромный забор – признак страха. Защитная реакция на несуществующую угрозу. Желание защитится от внешней среды заставляет последнюю активно реагировать. Любое закрытое общество, будь оно большим или маленьким, вызывает интерес к себе. Интерес порождает вопросы. Вопросы, будучи неудовлетворенными вызывают еще больше вопросов. Отсутствие ответов влечет за собою кривотолки и домыслы, которые приводят к подрыву доверия и даже к отвращению. Эволюция доказала, что она с легкостью может отказаться от тупиковых веток развития. Нужно просто немного подождать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий