четверг, 16 августа 2012 г.

0.0007

 Дневник с фестиваля
Наконец случилось то чего я так ждал — меня пригласили на фестиваль «Кришталеві джерела”. Я был на нем два раза, еще малым, мне оно очень понравилось. Очень много новых знакомств, много интересных людей, занимательных мастер-классов, в конце концов здесь я впервые влюбился. Одним словом мне очень хотелось сюда приехать снова. Итак, мне позвонили и пригласили на фестиваль, который проходил с 10 по 16 августа в городе Виннице. Если бы я знал, как разочаруюсь...
такой вот плакат нас встречал


Все года нас встречал автобус, который довозил нас до места проведения фестиваля, но на этот раз нас никто не встретил и мы добирались своим ходом. Ехать нужно было до Агроуниверситета, который, как оказалось находился на краю города. Добраться мы добрались, нас поселили там же в общежитии, мне не привыкать, я итак живу в общаге с тараканами, а вот друзьям из нашей делегации все это было не по душе. Кормят здесь сносно, хоть и мало. Обидно еще и то, что действует сухой закон, но даже он не запрещает выпить немного пива за стенами фестиваля. Но вернемся к нашим баранам. Был еще только первый день нашего пребывания здесь, а нас уже ждало разочарование. По приезде и разгрузке вещей мы сходили на выставку фоторабот победителей. Я надеялся там увидеть хотя бы одну свою работу, ведь меня лично пригласили сюда, но ничего такого не было, ни одной моей фотографии. Это ладно, мне не страшно и почти не оидно, но вот то то действительно задело, так это то, что 60% работ победителей — полный шлак. Не знаю почему, но жюри выбрало в массе простые учебные работы, портреты которые годятся быть только в домашнем альбоме, натюрморты без идеи, составленные из того, что первым попалось под руку. Все это обескураживало. Лег спать с не самым высоким духом.
На другой день после завтрака выяснилось, что должны в том же зале разместить и те работы, которые не были отмечены жюри. Этого момента я ждал с особым нетерпением и должен вам сказать, что в тех кучах хаотично сваленных фотографий были очень достойные работы, которые значительно превышали уровень выставленных. Нужно было разобраться, как так. И раньше подозревал, что призы присуждались только своим, но теперь я в этом убедился. Когда я решил добиться того, что бы в один из дней провести открытый просмотр работ вместе с жюри, чтобы они аргументировали свой выбор (недоумевающих было очень много и каждый хотел посмотреть в глаза этим фотографам и спросить — Почему?) мне объяснили, что жюри здесь нет, но можно попытаться поговорить с организаторами но и их нигде не было, они постоянно перемещались. Моя попытка добиться справедливости потерпела крах. Я понял что здесь я в последний раз и уйду я громко хлопнув дверью. И тут Остапа понесло...
Опасное совпадение, когда присутствует мнение противоположное мнению аудитории и отсутствуют тормоза. Должен был быть мастер-класс по радио. Я на него пошел, хоть и не имею совсем ничего общего с этим видом медиа, решил просто расширить рамки своих знаний, не получилось. Классической лекции на тему не было, было прослушивание «хороших» работ и их обсуждение. То ли люди какие то не такие, то ли я, но аудитория на откровенно неинтересную передачу кидала очень положительные отзывы. Меня это привело в неистовство и я высказал свое мнение, которое в разрез шло с мнением знатоков. Так было еще не по одному вопросу. Вся эта полемика натолкнула на очень интересные размышления, о которых напишу отдельно небольшой очерк. Меня там все запомнили, а один знатный человек, за мои речи, сказал, что я буду большим начальником. Да ну нафиг.
Потом после обеда я вернулся опять на радио, на этот раз крутили очень интересные передачи из Крыма о женщине, которая пережила депортацию и о войне в Афганистане. Программы были сделаны профессионально и качественно, было к чему придраться, но все эти нюансы терялись в самой теме. Нечего было сказать и на этот раз я молчал, но вот одна женщина таки высказалась в мой адрес, но об этом так же в отдельном очерке, так как здесь просто беглая характеристика фестиваля, или как я все это называю — заключение после вскрытия.
Значит настал уже третий день. Сегодня официальное открытие фотовыставки. Как и подобает были организаторы, камеры и официальный спич, после чего все как голодные кинулись перебирать фотографии, которые кучами лежали под основной выставкой. Среди них был и я, искал свои работы. Нашел 4 из 5, отложил их отдельно на виду у всех, хоть так. Вот только не нашел своего пейзажа, как по мне очень даже не дурного. Ух, как я был зол, если бы я нашел того человека который его прикарманил, я бы ему точно руку сломал бы.
В программе нечаянно произошли изменения, сразу после открытия намечался мастер-класс по макросъемке, а после обеда еще один по социальной фотографии. Присутствуя на первом я пропустил выступление оператора с Первого национального (ну и слава Богу, так как это самый отстойный канал на Украине, который выпускает самый плохой контент на просторах отечественного ТБ и там работают те, кого никуда больше не берут). Мастер-класс проводила Ирина Олоничева, которая делает макросъемку жидкостей, которые выглядят как вселенная в миниатюре. Для меня он был не интересен по двум причинам. Первая — я не занимаюсь макросъемкой, и вторая — все выступление было перефразой статьи которой я читал в одном из номеров American Photographer за 2009 или 2010 года. Так что я сидел и скучал. Но вот после всего этого было очень интересное зрелище — я показывал свое портфолио. Черт, я принадлежу к тем людям, которые учатся всему очень туго, даже и на собственных ошибках.
Самая грубая моя ошибка заключалась в подходе к отбору фотографий. Я просто накидал по жанрам более-менее фотографии, подошел к этому делу без надлежащей строгости. Как бы думал показать панораму своей творческой эволюции, поэтому набрал и такого, что лучше было не демонстрировать. И при таком раскладе уже и сортировать нужно было по годам, а не жанрам. Это был провал с моей стороны, а был еще и с технической. Вся демонстрация как моих работ так и предыдущего автора мастер-класса проходила на плазме фирмы Митсубиси. Та том мониторе помимо внятного разрешения не было и контраста, он был очень ярким и пересвечивал мои работы, делал их не выразительными, от чего мне было не по себе. Но даже так меня похвалили. 
Автор в печали

Говорили, что я уже сформирован как автор, но все еще перебарщиваю с обработкой. Да, с этим я могу согласится, особенно это было раньше, но сейчас я все же пытаюсь отойти от всего того ядреного и делать фотографии более близкими к реальности, но мне все еще нравится делать и черно-белые снимки и сепию с виньетированием. Кстати, насчет последнего одна пожилая женщина сказала, что это пережиток прошлого и что все это отмирает, хотя если смотреть тенденцию, то данная стилистика сейчас наоборот входит в моду. Мне думается, что это была просто реакция на мою фразу о работах Ирины Олоничевой, где я немного громко сказал, что бессюжетный жанр сейчас вырождается и скоро канет в лету, и что это даже и к лучшему. А что еще странного было, так это то, что им понравились мои фотографии заброшек, даже сказали, то такие фотографии очень востребованы в Европе. Неужели? Короче говоря все прошле хуже чем я надеялся, но лучше чем могло быть на самом деле при таком техническом обеспечении и моем халатном подходе. Но это все уже история.
После обеда мы намыливали лыжи на лекцию Романа Ширмана, но потом вспомниили, вернее нам напомнили ребята из Полтавы, о социальной фотографии. Решив, что фотография все же ближе нашему брату оператору чем режиссура мы зделали очевидный выбор. Этот мастер-класс должен был вести руководитель группы из Полтавы. Посмотрев его работы, которые не были социальными в целом, а представляли собой обширный репортаж со свалки где то в Индии или в Пакистане. Уровень работ был не ахти, ну как ни крути, это не то, на что нужно ровняться. У нас же на Украине есть натоящие мастера социальной фотографии, это как минимум Александр Гляделов (которого я так же отношу к небожителям), вот он действительно делает социальную фотографию, причем очень высокого уровня. Не дожидаясь даже начала всего этого мы тихонько у всех на глазах свалили к Ширману, где так же все было очень интересно. Вот вроде как и мастер своего дела, вроде как и умные вещи говорит, интересные, но ты под его голос и манеру говорить просто засыпаешь. Сначала я его слушал очень внимательно, но голова становилась все тяжелее, как и веки, и я понемногу засыпал, потом лег на стол и все еще продолжан кое-как вникать в его мудрую речь, но потом так устал, что закрыл глаза и просто слушал. Через минут 5 я понял что еще немного и я начну храпеть. Открыв глаза я увидел что то же творится и с моими коллегами, поэтому мы дружно оттуда свалили, как и почти все кто сидел сзади, и поехали в центра города. Немного поснимали, попили кофе, купили себе поесть и поехали назад в центр фестиваля. Больше ничего интересного в этот день не происходило. Я все так же тролил все и всех, а после лег спать. Теперь я решил ехать уже не во вторник, а в понедельник, сразу после экскурсии, к сожалению здесь не тот уровень на который я хочу ровняться. И я не знаю что случилось. То ли фестиваль испоганился — ничего интересного, фотографии судят некорректно, старые мысли витают в воздухе, пахнет закостенелым консерватизмом и жесткой коррумпированностью, все только для своих, стали приезжать неинтересные люди, все очень фотографы, очень журналисты, очень улыбчивые и постоянно очень счастливые. Либо же просто я вырос, поменялись мои взгляды, видения, не на тех смотрю, стал более переборчевым в выборе своего окружения. Не знаю.
В понедельник пошли на экскурсию в усадьбу Пирогова. Я там уже был однажды, но это было так давно, что я уже ничего не помню. Экскурсия была занимательной, я узнал много чего интересного и нового, а кое что просто вспомнил. От всего этого я получил огромное удовольствие, все же в получении новых знаний есть нечто приятное. Пока ходили и слушали я все же взял в руки фотоаппарат и начал делать снимки. Хоть и говорил, что не буду принимать участие в блице, но все же не удержался и сфотографировал немного геометрии по заданию, которые успешно сдал после обеда.
Настал час Ч, я собирался уезжать, но что то переменилось, как то странно все повернулось. На блиц сфотографировал и сдал, уже и несерьезно было бежать, вызов то я принял, тем более постоянные победители фестиваля сделали снимки совсем не по теме и если они победят, то мой священный долг открыть по этому поводу рот и заставить жюри пересмотреть результаты. Так что и уезжать то особо и не хотелось, да и надежда на что то интересное еще не погасла, ну и, конечно же, как я мог покинуть свою делегацию, они бы без меня погибли со скуки, да и дома не с кого прикалываться. Так что я остался, правда перед этим собрал рюкзак и пошел на остановку что бы уезжать, но меня попросили остаться. И я остался, и, при чем, не зря.
Первым лектором на мастер-классе был известный украинский продюсер Олег Кохан, который работал с Балаяном и Кирой Муратовой и с еще многими известными режиссерами, в том числе и зарубежными. Говорил он много и интересно, всего не напишу, но кое что из его речей дарю:
  • Продюсер — это человек который все время за все отвечает от самого начала до самого конца. Это человек, который постоянно решает проблемы и от этого получает удовольствие.
  • Что бы быть успешным нужно в себе объединять все, быть всесторонне развитым. Тебе нужно не только знать свое дело, но и все то что делает твоя команда как с творческой так и с технической стороны, разговаривать на равных, учить и самому учится. Здесь не прокатит отговорка, что ты чего то не знал.
  • Продюсер полностью и первым отвечает за конечный продукт.
  • Большой минус современной украинской киношколы в том что там учат что снимать, а не как, хотя и первое, безусловно, важно.
  • Нужно интегрироваться в мировую киноиндустрию.
  • Кинематограф, который создали братья Люмьеры постепенно уходит в прошлое. Еще чуть-чуть и появится новый кинематограф, который будет более тесно взаимодействовать со зрителем. Ведь уже есть не только 3Д, но и 4-5Д кинотеатры, а вскоре появятся и голограммы, а интерактивность есть уже сейчас, в играх, они очень похожи на кино, только зритель еще и выбирает конец. Так что я завидую, по хорошему, молодому поколению, которое в будущем будет иметь со всем этим дело.
  • К сожалению, на Украине сейчас отсутствуют условия для кинематографа. Все что сейчас делается нами и другими авторами, делается не благодаря, а вопреки всему. Никто не понимает того что рынку нужен лишь толчек и благоприятные условия и он сам начнет реагировать и приносить в казну большие деньги. На западе это давно поняли, там один доллар инвестиций приносит три с половиной доллара прибыли. Но изменения уже начались, в этом году был принят закон по котором государств финансируя кино оставляет (уже) все права авторам, а в прошлом были колоссальные проблемы и мы шли на большой риск, так как после съемок мы могли остаться ни с чем.
  • Государство никогда не будет экономически успешным, пока не станет культурно богатым. Стране нужно инвестировать в рекламу культурного кода, они просто не понимают выгоды, большая проблема в том, что они хотят запустить механизм, который сразу начнет давать прибыль, но здесь не тот случай. Взять, к примеру, культурную политику Франции. В Киеве постоянно проходят то французская весна, то неделя нового французского кино, то уик энд в Каннах. Их продукция постоянно на слуху, на нее идет спрос и соответственно возрастает прибыль с экспорта. По сути культура такой же товар как и железо, а продается дороже.
  • Основную массу телевизионных программ занимает рефлексия ради рейтинга. Показываются вяские ужасы, убийства, или же никому не нужные мыльные оперы. И все ради рейтинга, все из-за нежелания менять уже сформировавшийся порядок. А ведь теперь что бы вводить что то новое, отличное от стандарта, нужно воспитывать в людях новую модель мировосприятия. А этим никто не хочет у нас заниматься.

Это лишь малая часть того, что он говорил. Всего я уже и не припомню, да не надо, и из этого все понятно. Еще он говорил что документальное кино для него это только хобби, что на Украине нету спроса на этот вид продукта. Обидно, так как я в основном снимаю документалки и очень не люблю художественные фильмы.

Следующим был мастер-класс Родиона Нахапетова, известного режиссера и актера, который прилетел к нам из самого Лос-Анджелеса. Говорил он в основном о своем прошлом, немного о картинах (почти ничего) и так же мало о том как стать профессионалом, всюду удача и непомерный труд.
В его рассказе было два очень интересных момента. Первым была история о его матери, которая в военное время, будучи беременной пересекла линию фронта, была в плену. Так же очень трагичной была история о том, как он ребенком пережил блокаду Ленинграда. Я пишу все очень сухо, по другому просто не могу, никакие слова здесь не помогут, это нужно было слышать и видеть его глаза.
Вторым моментом была его дружба с Бредбери, со встреч с которым он вел дневник, который готовится к печати. Еще он сообщил, что совместно с американцами снимает фильм «Вино из одуванчиков». Так что ждем с нетерпением.
Так же на этой встрече был один очень смешной момент, когда Нахапетов сказал, что подготовил 150 фотографий со своим автографом и все кинулись к нему, чтобы отхватить себе один экземпляр. У его стола была неимоверная давка, мне казалось, что там кого-нибудь да затопчут.

Следующий день начался с мастер-классов по фотографии. Первым были портреты, о которых я ничего нового не узнал. Так же меня и еще двоих ребят в тот день попросили рассудить работы, так как детское жюри голосовало за свои работы. Вообще должен сказать, что с этим уважаемое жюри дало серьезную промашку. В детские судьи набирали тех, кто хотел, а те если судили, то судили за свои работы, или же рассуждали очень субъективно, на уровне нравится-ненравится. Если так подумать, то куда корректней было набирать в детское жюри тех людей, работы которых победили, которым просто нет резона быть не объективными, которые должны уже быть профессионалами. Но это такое, я об этом там сказал, но мне ответили очень просто — мы учтем.
Итак, вернемся к нашим баранам, мастер-класс под странным названием «Как фотографировать утюги» я пропустил. Как оказалось название не было метафорой и автор действительно повернут на старых утюгах. Интересно было бы послушать и посмеяться.
А вот что действительно было интересно послушать, так это выступление Олега Усатюка на тему уличной фотографии. Должен сказать, что его работы международного уровня очень и очень вдохновляют, это действительно мозг, он находит очень интересные композиции о которых трудно что то сказать, их нужно смотреть, в них очень мало литературы. Так же стоит обратить внимание на его арт-проект «Методичка».
Далее все было сумбурно, ничего не помню, некоторые выступления отменялись, некоторые переносились, была каша. Лишь вечером был просмотр фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» и встреча с Алексеем Колесниковым, который играл в этом фильме Вождя индейцев. Хоть фильм и полностью украинский, но он совсем непонятный, очень резкий монтаж, особенно в начале фильма, когда действия очень резко и быстро сменяют друг друга. Короче говоря, фильм оставил не самые приятные ощущения, тем более, что уважаемый пан Колесников заставил смотреть нас даже титры, говоря что фильм, каким бы он ни был, нужно смотреть до конца, а титры это тоже фильм. Я же думаю, что если фильм не нравится, нечего на нем убивать время. Но я смотрел, из уважения к национальному продукту. Еще было очень интересно смотреть на друзей на экране, узнавать преподавателей.
Дальше было голографическое и световое шоу на фонтане. Здесь слова лишние, это нужно видеть.
Среда — последний день в аду. Просмотр всех блиц работ по фотографии. Ужас! В шорт листе лучших работ, среди достойных фотографий, был и откровенное дерьмо. На вопрос о том почему так, сказали, что нужно было добрать работы. Но разве не лучше просто уменьшить количество, нежели добирать фигню? Еще одной ложкой дегтя было то, что работы запечатали. Эти люди, которые назывались профессионалами не подумали о том, что нужно откалибровать монитор под печать, под конечный результат. Ну и получилось так, что фотография на мониторе была нормальной, а на печати вышла зажаренной. Об этом я тоже сказал жюри. В ответ сказали, что это все к организаторам и что мы учтем. Но даже не смотря на это моя работа была награждена дипломом и подарили мне альбом с выставки 2011 года «Планета детей». Так же на награждении я узнал, что я занял первое место в номинации пейзаж, именно за ту работу которая пропала. Я был очень обижен. Для фотографа нет хуже оскорбления, чем быть награжденным и не увидеть своей работы на выставке. Жюри было очень удивленно когда узнала о такой накладке. Виновных так и не нашли, все развели руками и сказали, что такое иногда бывает. Выяснили только то, что фотография потерялась в Киеве. Очевидно, очень кому то понравилась. В утешение я выпросил плакат, который раздавали педагогам.

Все время я почти ничего не снимал, совсем не было желания, вся эта скрытность на фестивале и существование подпольной системы очень угнетало. Как то раз мы услышали, как один участник говорил с членом оргкомитета и его слова мне выдались очень подозрительными. В конце концов он и получил главный приз фестиваля. Вот так вот бывает друзья мои. А вот людей действительно талантливых не наградили. Например делегацию из Крыма, которые привезли совершенно потрясающую радио передачу о войне в Афганистане и депортации, которая была сделана профессионально и брала за душу.
Фотографов награждали последними, назвали и меня, я забрал свой диплом и свою статуэтку. На этом все и закончилось.


Еще на этом фестивале меня кое-кто очень сильно развел. Это впервые. Таки нашелся человек, который разыграл искусную партию в свою выгоду с моей помощью, а я об этом узнал уже в самом конце, когда исправить уже ничего нельзя было. Красиво меня обвели вокруг пальца, честь и хвала, теперь я буду умней.



Комментариев нет:

Отправить комментарий