Итак, теперь я расскажу легенду, о том,
как фотограф учил радиоведущих делать
их передачи. Случилось это со мной не
так давно, все на том же фестивале
«Кришталеві джерела». На
второй день я из интереса пошел на
прослушивание радиопередач присланых
на конкурс. Радио как таково я не слушаю,
хотя бывает, конечно, оно и играет на
кухне фоном, но и то не долго. А все из
за того, что просто не интересно их
слушать, да и даже если не выключать
приемник, то через несколько минут
просто переключаюсь на свои мысли. Ну
так вот, пошел я туда с надеждой, что
молодое поколение сможет таки найти
интересный подход, какой то новый угол
подачи информации, но ошибся. Все было
по старому. Конечно я знал, что вся
молодежь (и я не исключение) учится у
старшего поколения, но все же искра
надежды еще горела. Я верил, что и
остальные поступают как я — слушают
старших, учтиво кивают головой и делают
все так как считают за правильное. Но
все было не так, совсем не так...
Как мне кажется,
самым страшным, самым пошлым и скучным,
что может быть в передаче — это театральная
речь диктора, такая наигранная, с такими
гротескными эмоциями в голосе. Так и
тошнит, извините меня. Передача длилась
десять минут, а мне уже на второй
захотелось спать, на третей просто уйти.
Но я остался. Остался что бы выразить
протест против такого формата. Ну я и
сказал об этом. В зале сидело много
молодежи и я рассчитывал на их поддержку,
но они как раз и оказали самое сильное
противодействие. Как сильно действует
пропаганда, или же это просто был страх
идти против установленных норм, не знаю.
Но я понял одно, теперь я буду сидеть до
конца и выставлять на обсуждение все
что мне не нравится и отстаивать свое
мнение. Так и было.
Далее шла
систематическая защита, которой я не
выдержал. Особенно защищаться я не умею,
поэтому применил сильное оружие — юмор.
Я радиопередачи сравнил с конфетами
(ну плюс я еще и голоден был). Сказал я
приблизительно следующее - «Как вы не
понимаете, эта передача как ириска, вот
вроде как и сладко, но после нескольких
минут жевания (далее следуют несколько
па ртом), челюсть начинает болеть и
вообще все эти движения надоедают и
сладость как то не по вкусу. А вот есть
такие конфеты как «Бабушкины сказки».
Там шоколад, он тоже сладкий, приятный,
все в меру, а потом и орешки остаются,
которые нужно разгрызть. Так вот, ириска
— это плохая передача, в которой все
разжевано, а «Бабушкины сказки» - хорошая,
там и разжевано, но и остаются вопросы
и темы, которые слушатель должен сам
для себя решить». Как ни странно с этим
моим тезисом все согласились, и потом
еще и пересказали, но теперь уже более
сложной лексикой.
Следующим
рубежом сопротивления была фраза -
«Слушателя нужно учить». Зачем? Зачем
этот Сизифов труд? Разве кому то нравится,
когда его учит обезличенный голос с
динамика? Нет, никому. Странно было это
слышать, не думал я что старшее поколение
так далеко от современного. Сегодня
нужно не учить, а заставлять думать.
Нужно апеллировать к внутреннему я
людей, стимулировать внутренние процессы
формирования самодостаточной личности
и обособленно-аргументированной
собственной точки зрения, выключить
режим стада и создавать индивидуумы,
полноценные организмы, а не блоки массы.
А сделать это можно лишь задавая вопросы,
сначала простые, потом сложнее, потом
те в которых нужно сравнивать, потом
выстраивать логические цепочки, сначала
тоже простые, а потом и те где нужно
анализировать. Это не просто и не быстро,
реакция будет идти медленно, но результат
того стоит. Такой была моя позиция. Все
умолкли и мерно перешли на новую тему.
Следующая стычка
была менее метафизической. Спорили мы
о роли дикторов. Один мамонт сожалел о
том, что сейчас нету таких дикторов,
которые были в СССР. Я же сказал, что
дикторы ушли, и слава Богу. Я отстаивал
то, что диктор не нужен сегодня на радио,
куда важнее журналист, который может
интересно и от души подать информацию,
рассказать, умеет вести диалог, красиво
апеллировать, находить интересные
контраргументы. Еще говорил о том, что
информационную передачу должен вести
не диктор, а модератор, и что в программе
должны быть присутствующими несколько
точек зрения, которые ведут спор (а в
споре, как известно, рождается истина),
а модератору только и нужно, что держать
их в рамках. Да и вообще намного интереснее
слушать живой диалог с настоящей
экспрессией, нежели дикторскую речь с
пластмассовыми эмоциями.
Дальше споров
не было, когда всех отпускали на обед,
то уважаемый Василий Довжик, писатель,
встал и сказал, что я буду великим
начальником. Что ж, посмотрим.
После обеда я
снова вернулся в строй. НА этот раз были
очень крутые передачи с Крыма, которые
просто брали за душу. Тут я молчал, думал
о том, что эти работы точно возьмут
гран-при, но я снова ошибся. Им не дали.
Зажали. Это странно, лучше работ я не
слышал. Еще во время прослушивания этих
работ случился один казус — одна дама
встала и сказала, что эта работа очень
хороша, и что она не нуждается ни в каком
сленге и во всем таком, о чем говорил
этот тщеславный мальчик (это я). Она
повернулась ко мне, а в ответ я просто
улыбнулся, мне вспомнился диалог Иешуа
и Понтия Пилата («Я не призывал сжигать
храм. Эти люди ничего не поняли. Я говорил
о том, что нужно разрушить храм старой
веры и создать новый храм истины»). Я
совсем не склонял людей скатываться до
чернухи, я говорил о том, что нужна живая
речь, та, которой мы общаемся дома, на
работе, с друзьями и с коллегами. Но, к
сожалению, некоторые люди рождены
слушать, а не слышать.
Благодаря этому
меня и запомнили, думаю они еще долго
будут о мне говорить, правда не знаю в
каком контексте, думаю будут смеяться.
Но мне наплевать, за свои мысли я буду
стоять горой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий